Как справедливо
подчеркивается в предисловии к данному изданию, административно-правовая
проблематика является наименее разработанной в отечественной
компаративистике. Административное право зарубежных
стран никогда не входило в число обязательных учебных
дисциплин для юридических институтов и факультетов,
хотя аналогичные курсы конституционного права неизменно
включались в учебные планы под разными названиями (государственное
устройство буржуазных стран, государственное право буржуазных
стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости,
государственное право зарубежных социалистических стран,
конституционное право зарубежных стран). Административное
право зарубежных стран преподавалось лишь в некоторых
учебных заведениях (Московский государственный институт
международных отношений МИД СССР, Университет дружбы
народов им.П.Лумумбы), в силу своей специфики ориентированных
на более глубокое изучение иностранного права. Соответственно,
не было и отечественных учебников по данной дисциплине.
За весь период советской истории можно назвать едва
ли не единственное учебное пособие [1] , ряд монографий, посвященных отдельным институтам
административного права
[2] , да несколько страноведческих работ [3] . Однако в качестве своего рода компенсации
в распоряжении российских административистов были качественные
переводы классических трудов по административному праву
зарубежных исследователей, в первую очередь французских [4] . Таким образом, определенный задел для сравнительно-правовых
исследований в области административного права в предшествующие
годы все же был создан.
С конца
80-х годов XX века возрос интерес к зарубежному праву.
Российские читатели могли ознакомиться с изданиями,
посвященными административному праву, подготовленными
в рамках программ по техническому сотрудничеству Посольства
Франции [5] , программы «Юридический учебник» Московского общественного
научного фонда [6] , проекта Тасис «Укрепление правового
государства и правовая подготовка в условиях новых рыночных
отношений» [7] , программ Института «Открытое общество»
[8] . Административное право зарубежных стран стало
изучаться в юридических вузах более широко, что обострило
необходимость полноценного учебника. И вот теперь такой
учебник появился. Хотелось бы отметить методологически
оправданный подход авторов к его написанию. Сначала
было подготовлено учебное пособие, посвященное административному
праву Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции,
Германии, Италии, Японии, Китая, Болгарии и Египта
[9] , и лишь затем на базе обобщения страноведческого
материала родился собственно учебник, состоящий из общей
(систематическое изложение основных институтов административного
права) и особенной (характеристика административного
права отдельных стран) частей.
Представляемый
учебник выгодно отличается от большинства современных
изданий. Во-первых, это именно учебник по объему и форме
изложения материала. К сожалению, в последнее время
в подобном обличий все чаще предстают монографии, не
способные выполнять роль базовой книги для изучения
той или иной учебной дисциплины.
Во-вторых,
это едва ли не единственный на сегодня учебник, где
иностранное право рассматривается без излишней адаптации
к концепциям и конструкциям, свойственным соответствующей
отрасли российского права. Авторы знакомят студентов
именно с оригинальной версией административного права
зарубежных стран, не пытаясь «перевести» его на наш
юридический язык
[10] . Предметом их исследования являются понятия,
принципы, конструкции, присущие административному праву
зарубежных стран, а не их российские аналоги. В итоге
многим терминам (публичная власть, публичная администрация,
публичная служба, административная юстиция, юридическое
лицо публичного права, административная опека, публичный
интерес и др.) возвращается их подлинный смысл, существенно
искажаемый на протяжении многих лет адаптированным переводом.
Авторы
постоянно подчеркивают основную цель административно-правового
регулирования — контроль за деятельностью публичной
администрации и защита частных лиц от произвола с ее
стороны. Рассмотрение административного права (как отечественного,
так и зарубежного) под таким углом зрения не типично
для российских исследований и, безусловно, заслуживает
всяческой поддержки.
Общая часть
учебника (главы I—V) представляет собой систематическое
изложение основных институтов административного права,
в том или ином виде присутствующих во всех зарубежных
странах: публичной администрации как специфического
вида публично-властной деятельности и опосредующих ее
структур; публичной службы; административных актов и
договоров как форм осуществления административной деятельности;
контроля за деятельностью публичной администрации, в
том числе и юрисдикционного. При этом на протяжении
всего изложения авторы стремятся прослеживать историческое
развитие того или иного института, специфику административно-правового
регулирования в странах, принадлежащих к континентальной
и англосаксонской правовым семьям.
Главы особенной
части (VI—X) знакомят студентов с административным правом
Франции, Германии, Великобритании, Соединенных Штатов
Америки и Японии. В них рассматривается национальное
законодательство, доктрина и судебная практика. Отбор
стран весьма репрезентативен и позволяет получить целостное
представление о состоянии административно-правового
регулирования в зарубежных странах. Несомненным достоинством
книги является единство ее структурного построения —
страноведческий материал излагается в соответствии с
той же схемой, что и общая часть курса.
Вместе
с тем учебник, как и любое новаторское исследование,
не свободен от недостатков. Представляется, что авторам
не удалось достаточно четко показать разграничение предметов
административного и конституционного права. Общетеоретические
вопросы (источники и принципы права) не всегда освещаются
с достаточной «привязкой» к собственно административно-правовой
проблематике.
Авторы
начинают оперировать многими терминами (юридическое
лицо публичного права, публичная административная деятельность,
публичная служба, административная опека, независимое
агентство, принципы intra vires
и ultra vires и др.)
раньше, чем дают им определения, что затрудняет усвоение
материала. Иногда подробно рассматриваются вопросы,
с которыми студенты уже ознакомились в рамках учебного
курса конституционного права зарубежных стран (в частности,
местное самоуправление), вместе с тем не уделяется должного
внимания разъяснению собственно административно-правовых
конструкций (например, публичная служба как деятельность,
представляющая публичный интерес, осуществляемая под
эгидой публичной власти и в силу этого.подчиняющаяся
особому правовому режиму). При изложении материала,
посвященного публичной службе и административной юстиции,
соответствующие термины используются в различном значении,
что приводит к отсутствию необходимой четкости.
В ряде
случаев при обобщении требуется более нюансированный
учет национальных особенностей, в частности при раскрытии
понятия и правового статуса децентрализованных учреждений.
Не всегда четко обозначены используемые основания классификации
и соблюдается их единство, это особенно наглядно проявилось
в главе V, посвященной контролю за деятельностью публичной
администрации. С точки зрения качества изложения материала,
главы особенной части нельзя признать достаточно ровными,
хотя в целом именно они больше удались авторам.
Несмотря
на высказанные замечания, учебник по административному
праву зарубежных стран, подготовленный авторским коллективом
под руководством доктора юридических наук, профессора
А. Н. Козырина и кандидата юридических наук, доцента
М. А. Штатиной, знаменует важный этап в преподавании
административно-правовых дисциплин и в развитии российского
юридического образования в целом.
Сами авторы
не считают свой труд завершенным и, как отмечается в
предисловии, с благодарностью примут все предложения
по совершенствованию учебника.
Наталия Варламова — старший научный
сотрудник Института
государства и права РАН, кандидат юридических наук.
Татьяна Васильева — старший научный сотрудник Института
государства и права РАН, кандидат юридических наук.
|