Назад к
списку работ
О
СТРАНЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ
Александр
Николаевич КОЗЫРИН
доктор
юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой финансового права
Государственного университета —Высшей школы экономики
Вопросы, связанные с определением страны происхождения
товаров, перемещаемых через таможенную границу, стали предметом
регулирования нового Таможенного кодекса. До этого они регламентировались
Законом РФ «О таможенном тарифе» (заметим, что соответствующие
нормы Закона «О таможенном тарифе» продолжают действовать
и по сей день).
В последнее время правила определения страны
происхождения товара приобрели особое практическое значение
в связи с развитием интеграционных экономических процессов,
с созданием многочисленных зон беспошлинной торговли, с распространением
преференциальных соглашений и т.д.
Особое место института страны происхождения
товара в механизме государственного регулирования внешнеторговой
деятельности определяется тем, что при решении вопроса о таможенных
тарифах именно она оказывает определяющее влияние на выбор
ставки ввозной таможенной пошлины. В зависимости от страны
происхождения товара эти ставки могут быть разделены на:
а) базовые — ими облагаются товары,
происходящие из государств, которым в торговле с данной страной
предоставлен режим наибольшего благоприятствования;
б) преференциальные — эти ставки,
как видно из названия, являются разновидностью льготных ставок,
предоставляемых отдельным странам или группам стран;
в) максимальные — по этим ставкам
рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие
из всех остальных государств, а также на те товары, страна
происхождения которых неизвестна.
В действующем Таможенном тарифе РФ содержатся
базовые ставки, под которыми понимаются ставки ввозных таможенных
пошлин по каждой товарной подсубпозиции Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД) на товары, происходящие
из государств, которым Российская Федерация предоставляет
в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой
нации (РНБ).
Определение этого режима (режима наибольшего
благоприятствования) содержится в ст. I ГАТТ: «В отношении
таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз
и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей
за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания
таких пошлин и сборов и в отношении всех правил регулирования
и формальностей в связи с ввозом или вывозом... любое преимущество,
благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые
любой договаривающейся стороной в отношении любого товара,
происходящего из любой другой страны или предназначаемого
в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться
подобному же товару, происходящему из территории всех других
договаривающихся сторон или предназначаемому для территории
всех других договаривающихся сторон ».
Российская Федерация, не являясь участницей
ГАТТ, устанавливает РНБ в торгово-политических отношениях
с зарубежными странами, как правило, в двусторонних торговых
договорах и соглашениях. Перечень стран, к которым Российская
Федерация применяет РНБ, содержится в приложении 2 к приказу
ГТК России от 26 апреля 1996 г. № 258
[1] . В этом перечне поименовано свыше 120 государств.
В отношении товаров, происходящих из государств,
которым Россия не предоставляет РНБ либо страна происхождения
которых не установлена, применяются базовые ставки, увеличенные
в два раза (максимальные ставки).
В отношении товаров, происходящих из развивающихся
стран - пользователей национальной схемой преференций Российской
Федерации (свыше 100 государств), до 15 мая 1996 года применялись
базовые ставки, уменьшенные вдвое, а с 15 мая 1996 года —
в размере 75% базовой ставки (постановление Правительства
РФ от 11 апреля 1996 года № 413).
Национальная система преференций Российской
Федерации включает следующие основные элементы:
1) перечень развивающихся стран — пользователей
системой преференций Российской Федерации
[2] ;
2) перечень наименее развитых стран — пользователей
системой преференций Российской Федерации
[3] ;
3) перечень товаров, происходящих из развивающихся
и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на
территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции [4] .
Преференциальный режим в таможенно-тарифном
регулировании применяется в случае предоставления сертификата
о происхождении по форме «А» и при условии соблюдения правила
прямой отгрузки и непосредственной закупки.
Тарифные преференции в виде освобождения от
уплаты таможенной пошлины в отношении товаров из стран, образующих
вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз,
предоставляются при наличии сертификата о происхождении товара
по форме «СТ-1».
Правила оформления страны происхождения используются
не только в механизме таможенно-тарифного регулирования, но
и при осуществлении нетарифного регулирования внешней торговли:
при установлении запретов и ограничений на совершение внешнеторговых
операций с товарами, происходящими из отдельных государств.
Понятие страны происхождения используется
также и в статистических целях для определения страны-контрагента [5] . Используемое в статистике понятие «страна
происхождения» следует отличать от аналогичного понятия, применяемого
в таможенной практике и закрепляемого в национальном таможенном
законодательстве и международных таможенных конвенциях.
Уже обращалось внимание на тот факт, что со
вступлением в силу ТК 2003 г. вопросы, связанные с определением
страны происхождения, регулируются как ТК, так и продолжающим
действовать Законом РФ «О таможенном тарифе».
Согласно ст. 25 Закона РФ «О таможенном тарифе»
полномочиями по установлению порядка определения страны происхождения
товара наделяется Правительство РФ. Так, например, постановлением
от 23 апреля 1998 г. № 413 «О дополнительных мерах по привлечению
инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности»
[6] был утвержден Порядок определения страны происхождения
средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов
при их вывозе с территории свободного склада с особенностями
правового регулирования таможенного режима и ввозе на остальную
территорию Российской Федерации. В уже упоминавшейся ст. 25
Закона РФ «О таможенном тарифе» сформулировано требование,
по которому принципы определения страны происхождения товара
должны основываться на существующей международной практике.
Отдельные проблемы, связанные с правилами
происхождения товаров, были урегулированы в Киотской конвенции [7] : в приложениях о правилах происхождения товаров, о документальном
подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами,
подтверждающими происхождение товаров.
В Киотской конвенции установлены три критерия
для определения страны происхождения:
1) критерий переработки предполагает
такую переработку импортного товара на территории данной страны,
которая изменяет его положение в товарной классификации, то
есть переводит его из одной товарной позиции таможенного тарифа
в другую. Переработка (обработка) товара, переводящая его
в новую позицию товарной классификации, дает основание рассматривать
полученный таким образом товар как новый, происходящий с территории
страны, где была осуществлена переработка (обработка), а саму
эту страну считать страной его происхождения;
2) критерий процентного содержания устанавливает
предельную долю иностранных материалов и компонентов (добавленной
стоимости) в конечной стоимости готового товара;
3) установление перечня товаров, в
отношении которых страной происхождения будет считаться то
государство, в котором товар полностью произведен. К таким
товарам отнесены полезные ископаемые, живые животные, продукты
животного происхождения, рыба и продукты рыбного промысла,
вторичное сырье, полученное в данной стране, а также все товары,
произведенные в данной стране из вышеперечисленной продукции.
В рамках СНГ было заключено Соглашение о правилах
определения происхождения товаров развивающихся стран при
предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы
преференций (Москва, 12 апреля 1996 года)
[8] .
В соответствии с общепринятым в международной
практике определением страны происхождения товара под ней
понимается та страна, в которой товар был полностью произведен
или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями,
установленными в статьях 31 и 32 ТК. Аналогичное определение
содержится в ст. 26 Закона РФ «О таможенном тарифе».
Таможенное законодательство допускает использование
понятия страны происхождения товара в широком смысле слова
— как место происхождения товара. В этом смысле могут выступать
группа государств, таможенный союз, регион или часть государства.
Наиболее часто встречаемый пример использования
в практике внешнеторгового регулирования понятия «страна происхождения»,
за которым скрывается таможенный союз государств, — Европейский
Союз.
Пример выделения региона для целей определения
происхождения товара содержится в Федеральном законе от 22
января 1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской
области» [9] . В соответствии со ст. 7 этого Закона на территории
Особой экономической зоны в Калининградской области действует
режим свободной таможенной зоны с некоторыми особенностями.
Так, например, товары, произведенные в Особой экономической
зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара)
и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин
и других платежей, кроме таможенных сборов. К таким товарам
не применяются меры экономической политики (квотирование и
лицензирование).
Порядок определения происхождения товара из
Особой экономической зоны устанавливается администрацией Калининградской
области совместно с ГТК России
[10] . Порядок определения происхождения сложной бытовой
техники из Особой экономической зоны устанавливается ГТК России
по предложению администрации этой зоны. Товар считается произведенным
в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости
его обработки (переработки) составляет не менее 30%, а для
товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике,
— не менее 15%, и его обработка (переработка) влечет за собой
изменение кода товара по таможенной классификации (ст. 7 Федерального
закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области»).
Другой пример выделения в качестве места происхождения
товара отдельного региона содержится в Федеральном законе
от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в
Магаданской области» [11] . В целях реализации п. 4 ст.
6 названного Закона ГТК России совместно с администрацией
Магаданской области разработали Методические рекомендации
об установлении происхождения товаров из Особой экономической
зоны в Магаданской области
[12] .
В п. 2 ст. 30 ТК оговаривается возможность
принятия таможенным органом предварительного решения об определении
страны происхождения. Оно принимается по письменному запросу
декларанта или иного заинтересованного лица (ст. 42 ТК).
Предварительное решение обязательно для всех
таможенных органов. Оно действует в течение пяти лет со дня
его принятия (ст. 43 ТК).
В ст. 31 ТК перечислены товары, считающиеся
полностью произведенными в данной стране. (Аналогичный список
содержится в ст. 27 Закона РФ «О таможенном тарифе».)
Полностью произведенными в данной стране
считаются полезные ископаемые, добытые в ее государственных
границах — на ее территории или в ее территориальных водах,
а также на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если
данная страна имеет исключительные права на разработку этих
недр.
В этом списке содержатся также растительная
продукция, выращенная или собранная на территории данной страны;
живые животные, родившиеся и выращенные на этой территории;
продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных
(молоко, яйца, шерсть и т.д.).
Считается полностью произведенной в данной
стране продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов,
в том числе и продукция морского промысла, добытая и (или)
произведенная в Мировом океане судами, ходящими под флагом
данной страны, или судами, арендованными (зафрахтованными)
этой страной.
В Правилах определения происхождения товаров
развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций
в рамках Общей системы преференций (приложение к Соглашению
от 12 апреля 1996 г.) [13] уточняется, что к товарам,
полностью произведенным в стране, относятся продукты, изготовленные
на борту плавучих рыбозаводов данной страны, а также на борту
плавучих рыбозаводов, зафрахтованных данной страной, исключительно
из продукции морского промысла, добытой в Мировом океане судами
данной страны или судами, зафрахтованными данной страной.
Эта норма, не нашедшая отражения в ст. 27 Закона РФ «О таможенном
тарифе», получила закрепление в ст. 31 ТК (п. 7).
Кроме того, новеллой ТК (по сравнению с Законом
РФ «О таможенном тарифе») является отнесение к товарам, полностью
произведенным в данной стране, продукции, полученной с морского
дна или из морских недр за пределами территориального моря
данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные
права на разработку этого морского дна или этих морских недр.
Далее, к продукции, полностью произведенной
в данной стране, отнесены вторичное сырье, скрап
[14] и отходы, являющиеся результатом производственных
и иных операций, осуществляемых в данной стране, а также собранные
внутри данной страны использованные продукты, пригодные для
восстановления сырья.
Отражением реалий современного научно-технического
прогресса следует считать включение в список товаров, полностью
произведенных в данной стране, продукции высоких технологий,
полученных в открытом космосе на космических судах, принадлежащих
данной стране или арендуемых ею.
Товары, при создании которых использовалась
исключительно продукция, включенная в список товаров, полностью
произведенных в данной стране (п. п. 1—10 ст. 31 ТК), также
будут считаться полностью произведенными в данной стране.
Статья 32 ТК посвящена критерию достаточной
переработки. Он используется, когда в производстве товара
участвуют две и более страны, и означает, что товар считается
происходящим из той страны, в которой он был подвергнут последней
существенной переработке, достаточной для придания товару
его характерных свойств. (Аналогичная норма содержится в ст.
28 Закона РФ «О таможенном тарифе».)
Формами выражения критерия достаточной переработки
могут быть:
1) правило смены товарной позиции — изменение
классификационного кода по ТН ВЭД на уровне любого из первых
четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
2) правило адвалорной доли — изменение стоимости
товара, при котором процентная доля стоимости использованных
материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной
доли цены (отсюда и само название— аd valorem, т.е. с цены]
поставляемого товара;
3) составление перечня производственных или
технологических процессов, достаточных или не достаточных
для того, чтобы товар считался происходящим из той страны,
где эти операции имели место.
Когда в отношении конкретных товаров или страны
особенности определения страны происхождения товара особо
не оговариваются, применяется общее правило, согласно которому
товар считается подвергнутым достаточной переработке, если
произошло изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне любого
из первых четырех знаков.
Заметим, что при использовании правила смены
товарной позиции могут применяться так называемые списки исключений,
то есть списки, содержащие перечень производственных или технологических
операций, которые хотя и ведут к изменению товарной позиции,
не считаются признаками достаточной переработки или считаются
таковыми лишь при соблюдении определенных условий.
При использовании в качестве критерия достаточной
переработки правила адвалорной доли стоимостные показатели
рассчитываются:
для импортируемых материалов — по таможенной
стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой
осуществляется производство конечной продукции, или, при неизвестном
происхождении импортированных материалов, по документально
подтвержденной цене их первой продажи на территории страны,
в которой осуществляется производство конечной продукции;
для конечной продукции -по цене на условиях
«франко — завод» («франко — склад») продавца [15] .
При этом считаются не отвечающими критерию
достаточной переработки:
- операции по обеспечению сохранности товаров
во время хранения или транспортировки (регулирование температурного
режима, проветривание и т.д.);
- операции по подготовке товаров к продаже
и транспортировке (дробление партии, формирование отправок,
сортировка, переупаковка, погрузочно-разгрузочные операции
и т.д.);
- простые сборочные операции;
- смешивание товаров (компонентов) без придания
полученной продукции характеристик, существенно отличающих
ее от исходных составляющих;
- комбинация двух или большего числа вышеназванных
операций;
- убой скота.
Законодательство допускает установление в
отношении конкретных товаров или стран некоторых особенностей
применения критерия достаточной переработки. Так, в Правилах
определения происхождения товаров развивающихся стран при
предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы
преференций [16]
предусмотрено, что товар считается подвергшимся достаточной
обработке или переработке в развивающейся стране, на которую
распространяется тарифный преференциальный режим, если:
а) товар подвергся обработке или переработке
в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный
преференциальный режим, и стоимость использованных в этом
процессе товаров (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых
изделий), происходящих из других стран, на которые не распространяется
тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного
происхождения не превышает 50% от стоимости товара, экспортируемого
развивающейся страной, на которую распространяется тарифный
преференциальный режим;
б) товар подвергся обработке или переработке
в нескольких развивающихся странах, на которые распространяется
тарифный преференциальный режим, и стоимость использованных
при этом товаров, происходя-
щих из других стран, на которые не распространяется
тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного
происхождения не превышает 50% от стоимости товара, экспортируемого
одной из развивающихся стран, на которую распространяется
тарифный преференциальный режим;
в) товар произведен в одной из развивающихся
стран, на которые распространяется тарифный преференциальный
режим, и подвергся обработке или переработке в другой, одной
или нескольких развивающихся странах, на которые распространяется
тарифный преференциальный режим.
Стоимость указанного в пунктах «а» и «б» товара,
происходящего из страны, на которую не распространяется тарифный
преференциальный режим, определяется на основании таможенной
стоимости этого товара, установленной в стране — производителе
экспортируемого товара. Стоимость товара неизвестного происхождения
принимается в размере цены, уплаченной за этот товар на территории
развивающейся страны — производителя экспортируемого товара.
Законодательство об особых экономических зонах
в Калининградской и Магаданской областях
[17] устанавливает, что товар считается произведенным
в Особой экономической зоне при одновременном выполнении следующих
условий:
- величина добавленной стоимости его обработки
(переработки) составляет не менее 30%, а для товаров, относящихся
к электронике и сложной бытовой технике, — не менее 15%;
- изменение классификационного кода товара
по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех Знаков, а для
товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике,
— на уровне любого из первых пяти знаков.
Дополнительные критерии достаточной переработки
установлены для производства на территории Особой экономической
зоны в Калининградской области компьютеров, автомотовелотехники
и тракторов [18] .
Особые правила определения страны происхождения
установлены постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1998
г. № 413 в отношении средств автомобильного транспорта и автомобильных
компонентов при их вывозе с территории свободного склада с
особенностями правового регулирования таможенного режима и
ввозе на остальную территорию Российской Федерации [19] .
При установлении порядка применения критериев
достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из
стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные
преференции, в целях предоставления таких льгот Правительство
РФ вправе определять условия применения правил непосредственной
закупки и прямой отгрузки.
Так, согласно Правилам определения происхождения
товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций
в рамках Общей системы преференций товар рассматривается как
непосредственно закупленный, если импортер приобрел
его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в
качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся
стране, на которую распространяется тарифный преференциальный
режим.
Прямой поставкой считается поставка
товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую
распространяется тарифный преференциальный режим, в страну,
предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию
другого государства.
Правилу прямой поставки отвечают также товары,
транспортируемые через территорию одной или нескольких стран
вследствие географических, транспортных, технических или экономических
причин, при условии, что товары в странах транзита, в том
числе при их временном складировании на территории этих стран,
находятся под таможенным контролем.
Правилу прямой поставки также отвечают товары,
закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении
следующих условий:
а) товары были поставлены с территории
развивающейся страны, на которую распространяется тарифный
преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки
или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;
б) товары с момента их отправки на выставку
или на ярмарку не использовались в каких-либо иных целях,
кроме демонстрационных;
в) товары ввозятся в страну, предоставившую
тарифные преференции, в том же состоянии, в котором они были
поставлены на выставку или на ярмарку, без учета изменений
состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли
при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Информация о стране происхождения товара может
содержаться в различных источниках (сертификат происхождения,
маркировка груза, коммерческий счет, внешнеторговая документация
и т.д.).
Таможенный орган вправе требовать подтверждения
страны происхождения товаров в следующих случаях (ст. 37 ТК):
1) если стране происхождения ввозимого товара
Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в
соответствии с международными договорами или законодательством
Российской Федерации;
2) при обнаружении признаков того, что заявленные
сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на
применение ставок таможенных платежей и (или) запретов и ограничений,
установленных в соответствии с законодательством о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными.
При этом вне зависимости от факта предоставления
тарифных преференций и обнаружения признаков недостоверности
заявленных сведений документы, подтверждающие страну происхождения
товаров, не требуются:
1) если ввозимые на таможенную территорию
Российской Федерации товары заявляются к таможенному режиму
международного таможенного транзита или к таможенному режиму
временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных
пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным
органом обнаружены признаки того, что страной происхождения
товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу
в Российскую Федерацию или транзиту через ее территорию в
соответствии с международными договорами или законодательством
Российской Федерации;
2) если общая таможенная стоимость товаров,
перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно
и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем
в адрес одного получателя, составляет менее 20 000 рублей;
3) если товары перемещаются через таможенную
границу физическими лицами для личных, семейных, домашних
и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности;
4) в иных случаях, предусмотренных международными
договорами или законодательством Российской Федерации.
Документами, подтверждающими происхождение
товаров из данной страны, являются:
а) декларация о происхождении товара
— документ, составляемый в произвольной форме, в котором
указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения
товара (ст. 35 ТК). В качестве такой декларации могут быть
представлены коммерческие или любые другие документы, относящиеся
к товарам и содержащие заявление о стране происхождения товаров,
сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи
с вывозом товара;
б) сертификат о происхождении товара
— документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения
товара и выданный компетентными органами или организациями
данной страны или страны вывоза(если в стране вывоза сертификат
выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения
товара) (ст. 36 ТК). В таможенной практике используются сертификаты
о происхождении по форме «СТ-1» и по форме «А».
ТК 2003 г. впервые упоминает о декларации
о происхождении товара. В ст. 35 ТК предусматривается, что
для удостоверения страны происхождения в таможенный орган
может быть представлена декларация о происхождении товара.
Такая декларация составляется в произвольной форме и содержит
сведения, позволяющие определить страну происхождения товара.
В таможенной практике допускается подача в
качестве декларации о происхождении товаров отдельных документов,
находящихся во внешнеторговом документообороте и содержащих
заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем,
продавцом или экспортером в связи с вывозом товара. К числу
таких документов относятся, например:
- коммерческие документы (счет-фактура (инвойс),
отгрузочные и упаковочные листы и др.);
- транспортные документы (коносамент, накладная
и др.).
В Правилах определения страны происхождения
товаров (утверждены решением глав правительств СНГ от 30 ноября
2000 г.) [20] содержится, например, следующее
определение: «Декларация о происхождении товара представляет
собой заявление о стране происхождения товара, сделанное изготовителем,
продавцом или лицом, перемещающим товары, на коммерческом
счете либо ином документе, имеющим отношение к товару».
Для того чтобы декларация (внешнеторговый
документ, выступающий в ее качестве) была принята таможенным
органом в качестве документа, подтверждающего страну происхождения
товара, необходимо, чтобы сведения о происхождении товаров
основывались на критериях, применяемых в Российской Федерации
(ст. 31 ТК).
Сертификату о происхождении товара как документу,
используемому в таможенных целях, посвящена ст. 36 ТК. Сертификат
о происхождении товара - особый документ, выдаваемый уполномоченным
органом в стране экспортера (торговыми палатами, союзами,
ассоциациями предпринимателей и т.п.), который позволяет определить
товары и в котором удостоверяется, что товары, к которым относится
данный сертификат, происходят из конкретной страны. Иногда
в международной коммерческой практике встречается требование,
в соответствии с которым свидетельство о происхождении товара,
используемое в таможенных целях, должно быть заверено консулом.
Эта операция именуется консульской легализацией сертификата.
Основное требование, предъявляемое к сертификату
о происхождении товара, состоит в том, что он должен однозначно
свидетельствовать о том, что поставляемый товар происходит
из данной страны.
Сертификат о происхождении должен содержать
письменную декларацию экспортера о том, что данный товар удовлетворяет
соответствующему критерию происхождения, а также письменное
удостоверение органа, выдавшего сертификат, о том, что представленные
экспортером в сертификате сведения соответствуют действительности.
Так, в сертификате по форме «А» декларация экспортера содержится
в п. 12: «Нижеподписавшийся заявляет, что вышеприведенные
сведения соответствуют действительности; что все товары происходят
из ... (наименование государства) и что они отвечают требованиям
о происхождении, установленным в отношении таких товаров Общей
системой преференций для товаров, экспортируемых в ... (наименование
страны-импортера)». В п. 11 сертификата фиксируется удостоверение
компетентным органом или организацией декларации экспортера:
«На основе произведенного обследования настоящим удостоверяется,
что декларация экспортера соответствует действительности».
Существуют две уже упоминавшиеся формы сертификата
о происхождении товара - сертификат по форме «А» и сертификат
«СТ-1».
Сертификат по форме «А» представляется в подтверждение
факта происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых
стран, на которые распространяется национальная система преференций
Российской Федерации. Срок действия сертификата составляет
12 месяцев со дня его выдачи.
В целях предоставления тарифных преференций
(снижение ставок ввозных таможенных пошлин на 25% в
отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, и
полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в
отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран)
таможенными органами к рассмотрению принимается только сертификат
по форме «А», исполненный на специальном бланке с защитной
сеткой и содержащий 12 граф. Сертификаты, выполненные на иных
бланках (в том числе содержащие иное количество граф), несмотря
на сходное наименование, не могут служить основанием для предоставления
тарифных преференций.
Сертификат по форме «А» представляется в напечатанном
виде, без исправлений, на русском или на английском языке.
Таможенный орган при работе с сертификатом
по форме «А» обращает особое внимание на соответствие сведений
об экспортере или импортере, зафиксированных в сертификате
(графы 1 и 2), сведениям, заявленным в других грузосопроводительных
документах, а также на соответствие указанного в сертификате
номера счета-фактуры (графа 10) номеру фактически предъявленного
счета-фактуры. Кроме того, таможенные органы следят за тем,
чтобы расхождение между фактически поставленным количеством
товара и указанным в сертификате не превышало 5% (п.
5 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран
при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы
преференций).
В удостоверение происхождения товара с таможенной
территории государства — участника СНГ таможенным органам
представляется сертификат о происхождении по форме СТ-1, заверенный
печатью уполномоченного центрального органа исполнительной
власти (министерства, государственного комитета и т.д.) или
торгово-промышленной палаты страны происхождения. Государства
СНГ обмениваются образцами печатей органов и подписей лиц,
уполномоченных заверять сертификаты. Без представления указанных
образцов сертификаты считаются недействительными, и на товары
не распространяются преференции, предусмотренные соглашениями
о режиме торговли в рамках СНГ (для сравнения: в соответствии
с Правилами, определяющими происхождение товаров из развивающихся
стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей
системы преференций (п. 7), страны, принявшие эти Правила,
не требуют представления оттисков печатей и образцов подписей
лиц, уполномоченных заверять сертификаты в странах, на которые
распространяется тарифный преференциальный режим).
Если в сертификате о происхождении товара
сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях,
чем те, которые применяются в Российской Федерации (ст.ст.
31 и 32 ТК), страна происхождения товаров определяется в соответствии
с критериями, применяемыми в Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 36 ТК сертификат
о происхождении представляется одновременно с таможенной декларацией
и другими документами, необходимыми для таможенного оформления.
ТК, определяя правовой статус декларанта, закрепляет его обязанность
представить российскому таможенному органу документы и дополнительные
сведения, необходимые для таможенных целей. Основной документ
на этапе таможенного оформления — таможенная декларация. Ее
подача должна сопровождаться представлением таможенному органу
других документов, необходимых для таможенных целей, среди
которых и документы, подтверждающие происхождение товаров
(п. 2 ст. 131 ТК). В отношении сертификата о происхождении
товара таможенное законодательство устанавливает правило,
по которому непредставление такого сертификата или сведений
о происхождении товара не является основанием для отказа в
выпуске товара.
Не является основанием для отказа в выпуске
товара и утрата сертификата. В последнем случае таможенный
орган принимает официально заверенный дубликат.
Таможенный орган, осуществляющий таможенное
оформление, имеет право подвергнуть сомнению безупречность
самого сертификата или содержащихся в нем сведений. В этом
случае согласно п. 5 ст. 36 ТК он обращается к органам и учреждениям,
выдавшим сертификат, или к компетентным органам страны, указанной
в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить
дополнительные или уточняющие сведения. Моментом окончательного
определения страны происхождения товара, перемещаемого через
российскую таможенную границу, считается представление таможенному
органу сертификата о происхождении, оформленного надлежащим
образом, или запрошенных сведений.
Как правило, в международной практике сертификаты
происхождения выдаются неправительственными организациями
и учреждениями. В России правом удостоверять сертификаты о
происхождении товаров наделены торгово-промышленные палаты
— негосударственные некоммерческие организации, объединяющие
российские предприятия и российских предпринимателей (ст.
12 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской
Федерации»). Однако из этого общего правила есть исключения.
Так, например, сертификаты о происхождении в Казахстане выдаются
Госстандартом Республики Казахстан (телетайпограмма ГТК России
от 1 декабря 1998 г. № АТ-1019) [21] , в Узбекистане на автомобили
— Министерством внешних экономических связей Республики Узбекистан
(письмо ГТК России от 11 сентября 1997 г. № 07-10/17561).
Допускается установление особого порядка выдачи
сертификата о происхождении товара. Так, постановлением Правительства
РФ [22] утвержден Порядок оформления страны происхождения
средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов
при их вывозе с территории свободного склада с особенностями
правового регулирования таможенного режима и ввозе на остальную
территорию Российской Федерации. В соответствии с названным
Порядком сертификат о происхождении, подтверждающий происхождение
средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов
из Российской Федерации, выдается таможенным органом Российской
Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 36 ТК при вывозе
товаров с таможенной территории Российской Федерации сертификат
о происхождении выдается, если:
а) сертификат необходим по условиям внешнеторгового
контракта;
б) сертификат необходим по национальным
правилам страны ввоза товаров;
в) наличие сертификата предусмотрено
международными договорами Российской Федерации.
Сертификат может быть выдан органами и организациями,
уполномоченными на это Правительством РФ.
Выдавший сертификат орган обязан хранить
его копию и иные документы, на основании которых удостоверено
происхождение товаров, не менее двух лет со дня его выдачи.
В ст. 38 ТК регламентируются отдельные ситуации,
возникающие в связи с отсутствием у декларанта документов,
подтверждающих страну происхождения товара.
1. У декларанта не оказывается на
момент декларирования документов, подтверждающих страну происхождения
товаров, которые обязательно представляются таможенному органу
для получения тарифных преференций. Речь идет о сертификатах
о происхождении товара по форме «А» и по форме «СТ-1».
При отсутствии сертификата установленной формы
декларант представляет иные документы, в которых заявляется
страна происхождения товара и которые не вызывают подозрений
у таможенного органа. В подобной ситуации таможенная пошлина
будет уплачиваться по базовой ставке, т.е. по ставке, применяемой
к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения
с которыми предусматривают РНБ.
Если же таможенным органом обнаружены признаки
того, что декларируемые товары происходят из стран, торгово-политические
отношения с которыми не предусматривают РНБ, то при расчете
таможенной пошлины будут применены генеральные (максимальные)
ставки, т.е. базовые ставки, увеличенные вдвое, либо потребуется
предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, рассчитанных
по максимальным ставкам.
2. Таможенный орган обнаруживает
признаки, указывающие на то, что страной происхождения товара
является страна, на ввоз из которой установлены определенные
ограничения (квоты, лицензии и т.п.).
В этом случае выпуск товаров может быть осуществлен,
если декларант представит документы, подтверждающие соблюдение
установленных ограничений, или обеспечит уплату антидемпинговой
либо компенсационной пошлины.
3. Таможенный орган обнаруживает
признаки, указывающие на то, что страной происхождения товара
может быть страна, товары которой запрещены к ввозу в Российскую
Федерацию.
В этом случае (и только в этом случае)
таможенный орган не осуществляет выпуск товаров.
У ситуации, изложенной нами под номером 1,
возможно продолжение. Если в течение одного года со дня принятия
таможенной декларации таможенным органом страна происхождения
товара будет надлежащим образом подтверждена (представлены
сертификат по форме «А», сертификат по форме «СТ-1»), то возможно
восстановление преференциального режима: таможенная пошлина
будет пересчитана по преференциальным ставкам, а переплаченные
суммы будут возвращены в порядке, предусмотренном в ст. 356
ТК.
[1] Таможенные ведомости, 1996 г.,
№ 7.
[2] Содержится в приложении 3 к приказу
ГТК России от 261 апреля 1996 г. № 258.
[3] Содержится в приложении 4 к приказу
ГТК России от 26 апреля 1996 г. № 258.
[4] Утвержден постановлением Правительства
РФ от 25 мая 2000 г. № 414.
[5] Под странами-контрагентами принято
понимать те страны, между которыми осуществляется внешнеторговый
оборот.
[6] СЗ РФ, 1998 г., № 17, ст. 1950.
[7] Международная конвенция об упрощении
и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото). Вступила
в силу 25 сентября 19/4 г. Россия не присоединилась к Киотской
конвенции.
[8] Информационный вестник Совета
глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество»,
1996 г., № 2.
[9] СЗ РФ, 1996 г., № 4, ст. 224.
[10] Распоряжение ГТК России №
01-14/1365, администрации Калининградской области № 296-р
от 31 декабря 1998 г.(в ред. 3 октября 2000 г.). БНА. 1999
г., № 31.
[11] СЗ РФ, 1999 г., № 23, ст.
2807.
[12] Письмо ГТК России от 25 апреля
2000 г. № 01-11/10953,администрации Магаданской области
от 28 июля 2000 г. «О некоторых вопросах определения происхождения
товаров из Особой экономической зоны в Магаданской области».
[13] Информационный вестник Совета
глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество»,
1996 г., № 2.
[14] Скрап (англ, scrap) — отходы
производства доменных и сталеплавильных цехов, а также всякий
железный и стальной лом, обрезки, стружка, идущие в переплавку.
[15] Пункт 4 Правил определения
страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета
глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 г.
[16] Информационный вестник Совета
глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество»,
1996 г., № 2.
[17] Федеральный закон от 22 января
1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской
области»(ст. 7); распоряжение ГТК России № 01-14/1365, администрации
Калининградской области № 296-р от 31 декабря 1998 г.; Федеральный
закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической
зоне в Магаданской области» (ст. 6); приказ ГТК России от
30 ноября 1999 г. № 829 «О порядке определения происхождения
товаров из Особой экономической зоны в Магаданской области».
[18] Приложения 3 и 5 к Порядку
определения происхождения товаров из Особой экономической
зоны в Калининградской области.
[19] СЗ РФ, 1998 г., № 17, ст.
1950.
[20] «Российская газета», 16 января
2001 г.
[21] Таможенные ведомости, 1999
г., № 1.
[22] СЗ РФ, 1998 г., № 17, ст.
1950.