Аспиранты, докторанты



Фрагменты работ + обложки основных работ

<<< Предыдущий фрагмент данного текста

Тот или иной метод регулирования предполагает использование конкретных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые условно могут быть объединены в следующие группы:

 - таможенно - тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы);

 - паратарифные (или квазитарифные) инструменты, использование которых формально не связано с регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи неналогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые налоговыми органами);

 - валютно - финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);

 - антидемпинговые и компенсационные пошлины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижением цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий;

 - государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

 - установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;

 - контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и (или) импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;

 - лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и (или) импортных операций.

 На современном этапе развития государство стремится регулировать внешнеторговую деятельность не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеторговых операций, которые способствуют повышению эффективности российской экономики, реализации конкретных задач социально - экономического развития Российской Федерации. И наоборот, для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. В этих целях используются экономические инструменты внешнеторгового регулирования - понижение или повышение ставок импортного таможенного тарифа, изменение порядка совершения валютных операций и т.д.

 Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью экономических мер оказывается невозможным достигнуть поставленных целей. Так, например, в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" количественные ограничения экспорта и импорта, являющиеся разновидностью административных ограничений внешнеторговой деятельности, могут вводиться только в исключительных случаях - для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации и т.д.

 Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип тесным образом связан с конституционными принципами юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

 Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены (см. раздел VI Закона РФ "О таможенном тарифе" (ст. 34 - 37), посвященный тарифным льготам).

 Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности, худшие по сравнению с предоставленными другим субъектам.

 Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности.

 Если интересы участников внешнеторговых операций пострадали из-за участия Российской Федерации в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета (ст. 21 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). Для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Российская Федерация может вводить ответные меры. Специальный раздел ежегодной программы развития внешнеторговой деятельности должен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц, а также перечень принятых или намеченных ответных мер.

 Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба соучастникам и экономике Российской Федерации в целом. Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Применительно к внешнеторговой деятельности этот принцип означает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами Российской Федерации правил участники внешнеторговых сделок пользуются полной свободой деятельности.

 Для регулирования отношений, возникающих во внешнеторговой сфере, в полной мере применяются принципы, закрепленные в ст. 1 Гражданского кодекса РФ: равенство сторон гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

 Очевидно, что данным принципом не исключается возможность государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность. В целом ряде ситуаций государство не только может, но и обязано вмешаться во внешнеторговую деятельность, осуществляя тем самым защиту основ конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Исключением являются лишь случаи неоправданного вмешательства.

  2. Понятие валютного контроля

 Как уже отмечалось, в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" закреплен принцип единства системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.

 Этот принцип распространяет свое действие на все направления внешнеторговой политики, в том числе и на валютно - финансовое регулирование внешнеторговой деятельности.

 В области валютного законодательства за последние десять лет произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой государственной валютной монополии.

 Государственная валютная монополия была главным принципом валютной политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью валютного плана. Государство имело тогда исключительное право на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими ему золото - валютными резервами. Действовали принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.

 С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка в России придало валютно - правовому регулированию постоянный характер.

 Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.

 Регулирующая функция валютного законодательства сводится, в первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются:

 а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

 б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

 в) осуществление международных денежных переводов;

 г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

 Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций (ст. 10 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле").

 Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них <*> (ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности").

 --------------------------------

 <*> Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) - исключительные права на литературные, художественные и научные произведения, программы для электронно - вычислительных машин и базы данных; смежные права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, охрана которых предусмотрена законом.

 В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям:

 - определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

 - проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

 - проверка обоснованности платежей в валюте;

 - проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

 Механизм валютного контроля. Для реализации поставленных задач было начато формирование механизма валютного контроля за внешнеторговой деятельностью, под которым понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъектная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

 Нормативно - правовую базу механизма валютного контроля составляют федеральные законы и многочисленные подзаконные акты, а также международные договоры Российской Федерации.

 К числу федеральных законов относятся:

 - Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле";

 - Таможенный кодекс РФ;

 - Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";

 - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и другие законодательные акты.

 Во исполнение и развитие действующих законов формируется массив подзаконных актов, содержащих нормы, которыми регулируются отношения по валютному контролю. Среди них:

 - указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 года N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации");

 - постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 6 марта 1993 года N 205 "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка");

 - нормативные правовые акты Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ.

 Отметим, что ряд нормативных правовых актов, в которых устанавливается порядок валютного контроля за внешнеторговыми операциями, является результатом совместной деятельности нескольких центральных органов государства (так, например, "Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок" был утвержден соответствующими правовыми актами Министерства внешних экономических связей и торговли РФ, Государственного таможенного комитета РФ и Министерства финансов РФ).

 К отношениям, регулируемым валютным законодательством, применима норма ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

 Вопросы валютного контроля находят свое отражение и в международных договорах Российской Федерации, место которых в системе нормативных правовых актов определено в Конституции РФ (ст. 15):

 "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Российская Федерация заключила соглашения о сотрудничестве в области валютного контроля с Киргизией, Грузией и другими государствами.

 Рассмотрим субъектную составляющую механизма валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Все участники правоотношений по валютному контролю могут быть разделены на контролирующих субъектов и лиц, внешнеторговая деятельность которых является объектом контроля.

 Первые (контролирующие субъекты) представлены Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

 Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Они определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. В соответствии со ст. 11 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

 Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки <*>, подотчетные Центральному банку РФ, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 --------------------------------

 <*> Под уполномоченными банками понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии от Центрального банка России на проведение валютных операций.

 Центральный банк РФ осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами.

 Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

 Правительство РФ обеспечивает разграничение функций и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ.

 Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля в пределах их компетенции и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

 В соответствии со ст. 12 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

 - осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

 - проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

 Лица, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, в целях валютно - правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

 К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:

 - физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;

 - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

 - организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;

 - дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;

 - находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами.

 В число нерезидентов входят:

 - физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;

 - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

 - организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

 - находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

 - находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами.

 Все юридические и физические лица стран - участников СНГ рассматриваются в качестве нерезидентов, если иное не установлено специальными соглашениями Российской Федерации с этими государствами (Постановление Верховного Совета РФ "О введении в действие Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 года N 3617-1).

 Как уже отмечалось, совокупность форм и методов контрольной деятельности представляет собой функциональную составляющую механизма валютного контроля.

 Форма валютного контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

 Под методами валютного контроля понимают приемы и способы его осуществления (наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия).

 Важной особенностью валютного контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности является обязательное перемещение через таможенную границу Российской Федерации предметов внешнеторговой деятельности - товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности. Это обстоятельство сближает в данном случае понятия валютного и таможенного контроля.

 Таможенный контроль осуществляют должностные лица таможенных органов путем:

 - проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

 - таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля);

 - учета товаров и транспортных средств;

 - устного опроса физических лиц и должностных лиц;

 - проверки системы учета и отчетности;

 - осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;

 - в других формах, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными актами российского таможенного законодательства либо не противоречащих законодательным актам Российской Федерации (ст. 180 Таможенного кодекса РФ).

 

 

Следующий фрагмент данного текста >>>

[Главная] [Карта сайта] [CV] [Научные труды] [Научная школа] [Фотографии] [Объявления] [Фрагменты работ] [Координаты]
Hosted by uCoz