Аспиранты, докторанты



Фрагменты работ + обложки основных работ

Назад к списку работ

А.Н.КОЗЫРИН
ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА
(фрагмент)


Глава 1. О понятии "таможенная пошлина"

§ 1. Таможенная пошлина в системе таможенных платежей

Таможенная пошлина является одним из видов таможенных платежей.

Действующее законодательство под таможенными платежами понимает налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и в других установленных законодательством случаях.

Это определение таможенных платежей нуждается, по крайней мере, в двух уточнениях.

Во-первых, следует различать "таможенные платежи" и "платежи, предусмотренные таможенным законодательством". Последнее понятие является более широким и включает в себя как сами таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.

Во-вторых, не все таможенные платежи уплачиваются исключительно таможенным органам. Некоторые таможенные платежи, как правило, не связанные непосредственно с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (плата за информирование и консультирование и др.), могут уплачиваться таможенным лабораториям, научно-исследовательским и учебным заведениям Государственного таможенного комитета РФ (ГТК России), т. е. учреждениям, не входящим в систему таможенных органов. Таможенные платежи с товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, уплачиваются государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счета таможенных органов.

Перечень таможенных платежей, содержащийся в ст. 110 Таможенного кодекса РФ, был расширен Временной инструкцией о взимании таможенных платежей (приложение к письму ГТК России от 08.06.95 № 01-20/8170). В настоящий момент он включает: таможенную пошлину; налог на добавленную стоимость; акцизы; сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий, за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата; сборы за таможенное оформление, за хранение товаров, за таможенное сопровождение товаров; плату за информирование и консультирование, за принятие предварительного решения, за участие в таможенных аукционах; таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам; сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК России; иные налоги, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.

Все перечисленные платежи взимаются российскими таможенными органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди них есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (платы, таможенные сборы и др.). Такое деление таможенных платежей имеет существенное значение для практики таможенного регулирования. Например, только по таможенным платежам, имеющим налоговую природу, может быть предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате.

Одни таможенные платежи могут взиматься по правилам, установленным только федеральными законами, другие же могут регулироваться подзаконными актами. Одни таможенные платежи направляются в федеральный бюджет, другие же аккумулируются на счетах внебюджетного фонда развития таможенной системы Российской Федерации.


§ 2. Налоговая природа таможенной пошлины

Таможенная пошлина является одним из видов косвенных налогов наряду с налогом на добавленную стоимость и акцизом. Место таможенной пошлины в налоговой системе Российской Федерации закреплено в Законе РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации". В соответствии со ст. 19 этого Закона таможенная пошлина относится к федеральным налогам. Все суммы поступлений от таможенной пошлины зачисляются в федеральный бюджет.

Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенным органом при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. В силу своей налоговой природы таможенная пошлина обладает всеми основными признаками и чертами налога, в том числе безвозмездностью его уплаты, под которой понимаются односторонний характер налогового обязательства, безэквивалентность и безвозвратность налога.

Именно эта характеристика таможенной пошлины позволяет отличать ее от различных видов таможенных сборов (таможенный сбор за таможенное оформление, таможенный сбор за хранение товаров, таможенный сбор за таможенное сопровождение товаров), выступающих в качестве платы за услуги.

В зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенные пошлины могут быть разделены на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и провозные (транзитные).

В Российской Федерации таможенные пошлины за транзит товаров и транспортных средств через российскую таможенную территорию не взимаются. В настоящее время транзитные пошлины существуют лишь в немногих развивающихся странах.

Экспортные пошлины, взимаемые с товаров и транспортных средств при их вывозе за границу, также крайне редко используются в современной мировой торговой практике. В постановлении Верховного Совета РФ от 21.05.93 "О введении в действие Закона РФ "О таможенном тарифе"" (п. 3) предполагалось ограничить срок применения в Российской Федерации вывозных пошлин до 1 января 1996 года. Однако с наступлением этого срока экспортные пошлины продолжали взиматься. На них приходилось больше половины поступлений таможенных платежей. Принятым в конце 1995 года Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" экспортная пошлина была "восстановлена в правах" (ст. 14): "В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации ... в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные пошлины". Но уже 1 апреля 1996 года было принято постановление Правительства РФ № 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин", в котором предусматривалась отмена с 1 апреля 1996 года вывозных таможенных пошлин на все товары, за исключением нефти и газового конденсата, а с 1 июля 1996 года предусматривалось производить экспорт нефти и газового конденсата также без взимания вывозной таможенной пошлины. Во исполнение этого постановления Правительства РФ был издан приказ ГТК России от 30.04.96 № 261 "О ставках вывозных таможенных пошлин", в котором подтверждено прекращение взимания с 1 июля 1996 года экспортных пошлин в отношении всех товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.

В настоящее время таможенно - тарифное регулирование в Российской Федерации осуществляется через взимание только импортных (ввозных) таможенных пошлин.


§ 3. Таможенная пошлина в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Российское законодательство допускает использование двух методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Первый - таможенно - тарифный метод - непосредственно связан с использованием налоговых регуляторов внешнеторговых потоков. Другой метод - нетарифного регулирования - охватывает квотирование и лицензирование внешнеторговых операций и предполагает административное воздействие на участников внешнеторговой деятельности. В ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" закреплен принцип приоритетного использования экономических мер при осуществлении внешнеторговой политики, что соответствует логике рыночного регулирования, проявляющейся в разумной минимизации использования административных институтов экономической политики.

Основой таможенно - тарифного регулирования являются таможенные пошлины, представляющие собой косвенный налог, который включается в продажную стоимость товаров и тем самым влияет на их конкурентоспособность на рынке. Иными словами, таможенные пошлины выступают в качестве стоимостного ограничителя внешнеторговых операций: их ставки дифференцированно удорожают ввозимые (вывозимые) товары в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики государства.

Таможенно - тарифное регулирование выполняет две основные функции - фискальную и регулятивную.

Фискальная функция состоит во взимании таможенной пошлины и направлении собранных средств в доход федерального бюджета.

Проявления регулятивной функции могут быть самыми разнообразными. Это - рационализация товарной структуры ввоза товаров в Россию; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов; изменения в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации; защита экономики России от неблагоприятных воздействий иностранной конкуренции.


§ 4. Нормативно - правовая база

Правовая база таможенно - тарифного регулирования складывается из двух основных блоков - внутреннего таможенного законодательства и международно-правовых договоров и соглашений с участием России, касающихся таможенных вопросов.

В случае возникновения противоречия между нормами внутреннего законодательства и предписанием, установленным в международном договоре, будет действовать международно-правовая норма.

Законодательная основа таможенно - тарифного регулирования представлена как таможенными законами (Таможенный кодекс РФ, Закон РФ "О таможенном тарифе"), так и непрофильными законами, содержащими лишь отдельные таможенно - правовые нормы (Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и др.).

Важную роль в механизме таможенно - правового регулирования играют подзаконные акты. Их подзаконность означает, что они принимаются во исполнение законов и должны им соответствовать. При регистрации подзаконных актов в Минюсте России осуществляется контроль за соответствием ведомственных норм предписаниям соответствующих законов.

Основными видами подзаконных актов, регулирующих таможенно - тарифные отношения, являются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ.

Ведомственные подзаконные акты представлены приказами ГТК России. Согласно ст. 11 Таможенного кодекса РФ ГТК России в пределах своей компетенции издает нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности, подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

В Таможенном кодексе РФ закреплен порядок вступления в силу нормативных актов, издаваемых ГТК России (ч. 2 ст. 11). Нормативные акты общего характера вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования, за исключением случаев, когда эти акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют, или если акты российского законодательства обязывают ГТК России ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.

В пределах своей компетенции нормативные правовые акты могут издавать региональные таможенные управления и таможни. Такие акты действуют в границах региона деятельности издавшего их таможенного органа (правила пользования таможенным складом, внутренний распорядок таможни и т. д.).

Основным понятием, характеризующим территориальные аспекты таможенно - тарифного регулирования, является таможенная территория.

Под таможенной территорией понимается территория, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данного государства.

Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ст. 3 Таможенного кодекса РФ).

Из состава таможенной территории Российской Федерации исключаются территории свободных таможенных зон и свободных складов, которые рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом РФ и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу).

[Главная] [Карта сайта] [CV] [Научные труды] [Научная школа] [Фотографии] [Объявления] [Фрагменты работ] [Координаты]
Hosted by uCoz