Аспиранты, докторанты



Фрагменты работ + обложки основных работ

Назад к списку работ

Козырин А.Н., доктор юридич. наук, профессор
Соколов А.А., канд. экон. наук, советник Департамента
экономич. сотрудничества МИД РФ


ЕВРОПЕЙСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ: ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ЕДИНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИЙСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Вступивший в силу 1 ноября 1993 года Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор) ознаменовал переход к новой стратегии западноевропейской интеграции. От координации действий национальных правительств государства Европейского союза (ЕС) перешли к формированию общей политики, одним из важнейших направлений которой сразу же стало сотрудничество в валютной сфере.
За последние годы в единой Европе уже мало кто спорит о необходимости перемещения интеграционных процессов в валютную плоскость. Мнение политиков, государственных деятелей, экспертов и ученых практически единодушно по этому вопросу и сводится к тому, что стабильного функционирования единого внутреннего рынка в Европе невозможно добиться до тех пор, пока он опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. В "многовалютной Европе" сохраняются различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а, значит, и связанные с этим валютные риски, задержки платежей, различия в ценах, несопоставимость налогов и разнобой во внешней валютной политике.
Европейское общественное мнение все активнее проявляет себя в поддержку наднационального денежно-валютного регулирования, опирающегося на единую денежную единицу.

Этапы создания европейского валютного союза
Маастрихтский договор предусматривает прохождение трех основных этапов по пути к единой европейской валюте.
В ходе первого, так называемого подготовительного этапа (до 1 января 1996 года) государства ЕС практически полностью сняли ограничения на перемещение капиталов в границах единой Европы.
Второй - организационный - этап планируется завершить до 31 декабря 1998 года. За это время должны быть реализованы программы стабилизации бюджетов, цен и иных показателей, соблюдение которых является обязательным для введения европейской валюты (евро), а также завершено формирование правовой и институциональной базы европейского валютного союза.
Заключительный, третий этап рассчитан до июля 2002 года и, в свою очередь, состоит из трех фаз - А, В и С:
- окончательная фиксация валютных курсов; введение евро и ее котировка на оптовых валютных рынках, начало работы Европейского Центрального банка (ЕЦБ), который в качестве наднационального органа совместно с центральными (национальными) банками государств - участников европейского валютного союза начинает проводить единую денежно-кредитную политику (фаза "А");
- введение банкнот и монет евро (фаза "В");
- переход на евро всех видов сделок и расчетов внутри валютного союза, отмена национальных валют (фаза "С").

Маастрихтские критерии
Маастрихтским договором определены важнейшие финансово-экономические критерии для участия в валютном союзе (так называемые маастрихтские критерии, или критерии конвергенции):
· дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% ВВП (в рыночных ценах);
· государственный долг не должен превышать 60% ВВП (в рыночных ценах);
· темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5 процентных пункта аналогичный усредненный показатель трех государств, в которых отмечается наименьший рост цен;
· процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех государств с самым низким уровнем инфляции;
· обменный курс национальной валюты в течение двух лет до введения евро не должен выходить за пределы колебаний, установленные механизмом обменных курсов, действующим в Европейской валютной системе.
В отношении двух первых критериев Маастрихтский договор демонстрирует гибкий подход. Так, дефицит государственного бюджета может превышать трехпроцентный уровень, если "это превышение носит исключительный и временный характер и его величина незначительно превышает справочное значение" (ст. 104 с). То же касается и требований к государственному долгу: его величина может быть выше 60% ВВП, если "этот показатель уменьшается и стабильно приближается к справочному значению".
Основная цель критериев конвергенции - обеспечить жизненность валютного союза через установление бюджетной и финансовой дисциплины. О том, насколько это важно, позволяет судить практика функционирования европейской "валютной змеи", когда после девальвации в 1992-1993 гг. ряда валют (итальянской лиры, испанской песеты, португальского эскудо и ирландского фунта) она начала буквально разваливаться.
Маастрихтские критерии по плечу далеко не всем государствам ЕС. По итогам экономического развития в 1996 году только два государства - Люксембург и Финляндия - добились полного соответствия требованиям, установленным в Маастрихтском договоре. Камнем преткновения для остальных государств ЕС стали показатели бюджетного дефицита и государственного долга.
Однако призывов к пересмотру жестких финансово-экономических критериев не раздается. Все отлично понимают, что значительный дефицит государственного бюджета и высокие темпы инфляции неизбежно ведут к обвалу валюты, предотвратить который не всегда удается даже при мобилизации чрезвычайных усилий на международном уровне.

Европа разных скоростей
К созданию европейского валютного союза приковано внимание мирового сообщества еще и потому, что этот проект являет собой уникальный пример неравномерного развития интеграции.
С самого начала было очевидно, что к установленным срокам подтянуться до уровня маастрихтских критериев смогут далеко не все государства ЕС. Еще в 1970-е годы, после первого расширения Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (присоединение Великобритании, Дании и Ирландии) начались ожесточенные политические дискуссии о возможности сочетания роста интеграции "вглубь" и "вширь". Прием в ЕС Испании и Португалии вновь заставил говорить о "Европе двух скоростей". Бывший председатель КЕС Жак Делор сформулировал концепцию неравномерного развития интеграции, основанную на индивидуальных программах для каждой из нескольких групп государств ЕС (теория так называемых концентрических кругов).
Не будет преувеличением сказать, что от успеха реализации разноскоростной программы формирования европейского валютного союза зависит выбор пути, по которому в следующем веке будут развиваться большинство из уже существующих или будущих интеграционных группировок. Сценарий европейской валютной конвергенции наверняка будет полезен и для СНГ, где также сильна дифференциация финансово-экономического потенциала стран-участниц.
Однако европейские политики не форсируют события и идут по пути "Европы разных скоростей" неторопливо и осмотрительно: слишком велика опасность увеличения разрыва в уровнях экономического развития государств - членов ЕС. Применявшаяся ранее адаптационная тактика, в соответствии с которой для новых членов ЕС предусматривалась возможность установления адаптационных периодов, по истечении которых на них в полной мере распространялись все нормы европейского права, позволяла всем участникам ЕС двигаться вперед приблизительно одинаковыми темпами.
Тактика разных скоростей приводит к дроблению ЕС: возникают особые отношения между государствами "зоны евро" и остальными участниками ЕС, появляются коалиции в рамках самого валютного союза (Франция и Германия) и т.д.

Организационно-правовые основы создания европейского валютного союза
Институциональной предпосылкой европейской валютной системы является двухуровневая банковская система. Первый уровень - это создаваемый Европейский центральный банк (ЕЦБ), прообразом которого стал Европейский валютный институт, начавший действовать с 1 января 1994 года во Франкфурте-на-Майне.
Центральные (национальные) банки государств - членов ЕС, вошедших в европейский валютный союз, составляют второй уровень этой системы.
С 1 января 1999 года от национальных центральных банков к ЕЦБ перейдут полномочия по принятию решений в области декретно-кредитной политики. Право определения денежной политики всех государств - участников валютного союза будет принадлежать Совету ЕЦБ, состоящему из президентов центральных банков государств валютного союза и руководства ЕЦБ.
Европейский валютный институт выработал ряд основных инструментов денежно-кредитной политики ЕЦБ. Он, в частности, предлагает сделать основной упор на операциях репо, ставших в последнее время излюбленным инструментом европейских центральных банков.
Несомненно важное значение имеет решение о введении денежного процентного коридора на первое время существования европейского валютного союза. ЕЦБ придется выравнивать колебания краткосрочных процентных ставок.
Одним из важнейших элементов валютного союза станет ТАРГЕТ - Трансевропейская единая автоматизированная система расчетов в режиме реального времени (Trans - European Automated Real - time Gross Settlement Express Transfer - TARGET). Основная задача этой системы - сократить время прохождения платежей между финансовыми институтами стран зоны евро до тех же сроков, которые характерны для расчетов внутри одной страны.
Важным направлением правового регулирования валютной интеграции является юридические гарантии соблюдения бюджетной дисциплины государствами - членами валютного союза. В июне 1997 года в Амстердаме был принят "Пакт стабильности и роста", объединивший три документа - принятую Евросоветом резолюцию, в которой содержатся твердые обязательства стран - членов валютного союза, Комиссии и Совета ЕС в отношении соблюдения бюджетной дисциплины, и два нормативных акта, в которых заложены основы эффективного многостороннего контроля за соблюдением бюджетной дисциплины и определены процедуры устранения "чрезмерного дефицита".
В "Пакте стабильности и роста" содержится обязательство государств - членов европейского валютного союза свести свой государственный бюджет к бездефицитному балансу (при сохранении сегодняшних темпов снижения дефицита государственного бюджета эта задача может быть выполнена к 2002 году). Кроме того, закрепляется, что любое государство - член валютного союза может быть подвергнуто санкциям в случае превышения бюджетного дефицита уровня в 3 процента от ВВП. Государство, превысившее потолок бюджетного дефицита, размещает в ЕЦБ беспроцентный депозит, который при непринятии государством необходимых мер по снижению дефицита будет трансформирован в штраф. Размер такого штрафа может доходить до 0,5 процента от ВВП.
2-3 мая 1998 года на заседании Евросовета были определены государства, которые будут участвовать в первом этапе создания европейского валютного союза. Ими стали одиннадцать из пятнадцати государств - членов ЕС: Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция. На территории перечисленных стран с 1 января 1999 года вводится новая европейская валюта - евро.
Вне зоны евро остаются четыре государства. Великобритания, Дания и Швеция воспользовались предусмотренным в Маастрихтском договоре правом не участвовать в валютном союзе, а Греция оказалась аутсайдером, поскольку ее экономические показатели не соответствовали критериям конвергенции.
Как уже отмечалось, новая европейская валюта должна появиться в начале 1999 года, тогда же будет окончательно зафиксирован курс перевода национальных валют в евро. При этом, до 1 января 2002 года евро будет использоваться только при совершении безналичных операций в межбанковских расчетах, в казначейских операциях и т.д. Население сможет открывать в банках счета в евро, а хозяйственные операторы получат свободу выбора между евро и национальной валютой при совершении расчетов.
С 1 января 2002 года в наличное обращение будут выпущены семь банкнот достоинством в 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро, а также восемь монет достоинством в 1/100, 2/100, 5/100, 1/10, 2/10, 5/10, 1 и 2 евро. К июню 2002 года национальные валюты государств зоны евро должны прекратить свое хождение.

Евро: преимущества для участников валютного союза
Введение устойчивой единой валюты имеет ряд очевидных экономических выгод для ЕС: снижение торговых издержек, уменьшение валютных рисков, стимулирование конкуренции, расширение европейских финансовых рынков, укрепление единого европейского экономического пространства, которое станет более устойчивым к внешним воздействиям, зачастую имеющим неблагоприятный характер.
Евро даст новый импульс экономическому росту в Европе, позволит укрепить хозяйственные и торговые позиции ЕС, окажет содействие увеличению количества рабочих мест и структурной перестройке экономики. Количественную оценку преимуществ введения единой валюты Европейская комиссия обнародовала в исследовании, известном как доклад Чеккини (названный так по имени автора):
· экономия издержек за счет отмены пограничного контроля и других формальностей - 13-24 млрд ЭКЮ;
· эффект от открытия рынка Государственных поставок - около 17 млрд ЭКЮ;
· занятость - 2-5 млн новых рабочих мест;
· прирост объема за счет укрупнения производственных единиц - около 2 процентов ВНП.
Страны - участницы валютного союза не смогут осуществлять конкурентную девальвацию, то есть намеренное снижение стоимости валюты с целью сделать экспорт более дешевым и конкурентоспособным.
Введение евро позволит свести к минимуму расходы предприятий по обменным операциям. Операционные издержки при обмене национальных валют, даже полностью конвертируемых, таких как немецкие марки, фунты стерлингов и т.д., составляют около 0,1% в случае крупных межбанковских операций, 2-3% при переводах между предприятиями и 5-25% при обмене банкнот.
В соответствии с экспертными оценками, общий объем расходов предприятий по обменным операциям составляет сумму порядка
15-20 млрд ЭКЮ, или около 0,3% ВНП ЕС. Эта величина сопоставима с экономическими потерями от простоев грузов на границе.
Валютный союз позволяет минимизировать валютные риски. Как известно, риск изменения валютного курса может быть застрахован на финансовых рынках, однако не при любых обстоятельствах и с определенными издержками. Очевидно, что устранение такой неопределенности путем введения единой валюты дает дополнительные преимущества.
С введением евро делается попытка создать один из крупнейших по размеру рынков ценных бумаг с твердым процентом. В феврале 1997 года Европейский инвестиционный банк выпустил первые облигации, выраженные в евро. Эмиссия была успешной: спрос на эти ценные бумаги в три раза превысил их предложение, что свидетельствует прежде всего о доверии к новой валюте в международных финансовых кругах. Поскольку евро начнет существовать в виде банкнот только на третьей стадии создания валютного союза, облигации покупаются и проценты по ним начисляются пока в экю. Европейский инвестиционный банк намерен с момента введения единой валюты конвертировать экю в евро по курсу 1:1.
Что касается будущего евро в качестве ключевой резервной валюты, то оно зависит от целого ряда факторов - продолжения макроэкономических, структурных преобразований, размера вновь создаваемых финансовых рынков с операциями в евро, наличием политического консенсуса среди государств зоны евро. В перспективе введение евро может привести к созданию биполярной валютной системы с двумя господствующими валютами - долларом и евро.
Объективности ради следует заметить, что появление единой европейской валюты дает не только преимущества государствам - участникам валютного союза, но и создает определенные проблемы. Пожалуй, основным недостатком введения евро станет уменьшение возможностей государственного регулирования в рамках национальной экономики. Менее развитые государства ЕС не смогут воспользоваться механизмами экономического регулирования через внешнюю инфляцию и дефляцию валют (в этом случае основной акцент в экономической политике переносится на налоговое регулирование).

Евро: российские интересы
Введение евро неизбежно скажется на состоянии внешнеторговых отношений между государствами ЕС и Россией.
Сейчас товарооборот России с государствами ЕС превышает оборот с США. На долю ЕС приходится наибольшая часть текущих финансовых поступлений в российском платежном балансе.
Возникновение в Европе новой валютной зоны требует от российского руководства основательной предварительной подготовки к соответствующим изменениям в валютно-финансовой сфере ЕС целью профилактики возможных негативных последствий для нашей страны, а также максимально полного использования любых преимуществ европейской валютной интеграции.
В настоящее время доля ЕС во внешней торговле Российской Федерации составляет около 60% и примерно столько же - в общем объеме зарубежных инвестиций . Валютой платежа по внешнеторговым контрактам, как правило, являются национальные валюты государств ЕС. Следует ожидать, что после введения евро платежи будут осуществляться именно в этой валюте.
В валютах государств ЕС выражена часть активов и пассивов России и российских компаний. Из 120 млрд долл. российского государственного внешнего долга около 40% номинировано в немецких марках. В 1997-1998 гг. было размещено два транша российских евробондов на общую сумму 3,25 млрд немецких марок.
Таким образом, российскому правительству необходимо заблаговременно подготовиться к решению проблемы пересчета в евро российских активов и пассивов (инвестиций, недвижимости, контрактных обязательств, задолженности, ценных бумаг и т.д.) России и российских хозяйствующих субъектов.
Ожидается также, что увеличение накоплений в евро вследствие общего положительного сальдо со странами ЕС приведет к росту российского товарооборота со странами валютного союза.
На повестке дня стоит проблема определения механизма котировки евро на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, а также места евро в структуре валютных резервов России и международных расчетах с участием российской стороны.
После выпуска банкнот и монет евро предстоит организовать обмен обращающейся в Росси наличной валюты европейских государств, вытесненной евро, обеспечив при этом защиту интересов ее законных держателей - российских юридических лиц.

[Главная] [Карта сайта] [CV] [Научные труды] [Научная школа] [Фотографии] [Объявления] [Фрагменты работ] [Координаты]
Hosted by uCoz